МОЙ ГОРОД

 

 

СКАЗАНИЕ О СТАРОЙ КРЕПОСТИ

Судьба крепости Владивосток была предрешена падением Порт-Артура. Именно русско-японская война показала незащищенность позиций обороняющихся русских войск, что позволило врагу ценой сравнительно небольших потерь нанести им поражение. Урок, что называется, пошел впрок.

Во Владивосток спешно прибыл министр финансов России с целью инспекции местности, где должна была возводиться линия обороны. На Владивосток денег жалеть нельзя - таков был его вывод. Для строительства было отпущено 98 миллиардов рублей золотом. Начали с сооружения подъездной дороги. Она протянулась на 200 км , подходя к каждому будущему форту и опорному порту.

За каждым стоящим фортом был закреплен военный инженер-строитель. Общее же руководство возведением оборонительных линий осуществлял талантливый военный инженер Алексей Петрович Шошин. Активный период строительства длился с 1910 по 1914 год. Возведенные форты, опорные пункты, капониры, потерны, противоминные галереи и брустверы смело можно называть уникальными объектами. Это не преувеличение. Согласно приказу, все сооружения крепости Владивосток должны быть построены качественно и добротно, эстетично и красиво. В подтверждение сказанного - выдержка из приказа А. Шошина по крепостному инженерному управлению, датированного маем 1913 года:

1. Все без исключения сооружения, кроме прочности и устойчивости, должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны.

2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все, до последней мелочи, должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто".

В результате и сегодня, по прошествии 100 лет, крепостные сооружения впечатляют.

С сотрудницей центра по эко-просвещению и экоэкскурсиям "Пантера" Маргаритой Маркиной мы поднимаемся на вершину одной из многочисленных сопок, обступивших Владивосток. Здесь находится форт № 6 (императора Николая). У замаскированного бетонного сооружения лишь вблизи можно обнаружить площадь для орудий, проволочные заграждения.

Вооружившись фонарями, спускаемся в подземные лабиринты. Обращает на себя внимание входная массивная металлическая дверь. Несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему несокрушима. Изготавливались подобные двери в Санкт-Петербурге на Ижорском заводе.

- Однажды на форте № 3 (Екатерины Великой) нам пришлось снимать одну дверь, так, как ее заклинило и невозможно было пройти внутрь, - рассказывает Маргарита Витальевна. - Мы сломали три пилы по металлу, пока спилили петли. А когда сняли, то ощущение было такое, будто дверь отлита из серебра - настолько красивым был цвет сверкающей стали.

Ходы буквально пронизывают всю систему обороны, соединяясь и снова разбегаясь в разные стороны. Свод потолка - шатрового типа. Пол устлан красивыми узорчатыми плитками, по краям - водосборные желобки, отделяющиеся от стен фигурным плинтусом из цемента, который, кстати, везли судами из Новороссийска, так как цемент местного производства полностью был задействован на строительстве Транссиба. В аккуратных треугольной формы ячейках в стенах находились керосиновые лампы аварийного освещения. Форты имели и свою систему вентиляции. Здесь даже сейчас довольно легко дышится. И слышимость в потернах превосходная.

А на форте № 2 (Петра Великого) существует даже "музыкальная" галерея. Когда ее прокладывали, попали в резонанс со звуковыми волнами, идущими под землей. Получился удивительный эффект. Длина галереи чуть более 800 метров, но слышать друг друга, находясь на оконечностях галереи, можно настолько отчетливо и не напрягая голос, как будто бы ваш собеседник находится в полуметре от вас.

Здесь же, в брустверных галереях, жили и защитники крепости. Для уюта было сделано всё необходимое, в нишах стояли печки-буржуйки, тепло от которых сохранялось целой системой тамбуров и дверей.

Нельзя не сказать несколько слов и о дороге, опоясывающей все сооружения. Для того, чтобы она не размывалась, на склонах сопок были сделаны окопчики-ливнёвки. Они служили как для сбора воды, так и для незаметного передвижения личного состава. Система ливнёвок сводилась в мощную канаву-водосток, и вода по трубам уходила по дорогам в овраги. Дороге более восьми десятков лет, но она ни разу не ремонтировалась и до наших дней дошла в идеальном состоянии.

Кто же они, неизвестные строители оборонительных линий крепости Владивосток? Их привозили из центральных губерний России, от 5 до 12 тысяч человек ежегодно. Год изнурительной работы, в основном кайлом и лопатами, - и обратно домой. Ни одного иностранца (хотя дешевой рабочей китайской силы было полно), ни одного каторжанина, хотя рядом был остров Сахалин. Объект-то оборонный...

При строительных крепостных работах, кстати, отличилась и саперная рота, которой командовал поручик Дмитрий Карбышев, впоследствии генерал инженерных войск, замученный фашистами в концлагере.

 

Форт № 2
Форт № 3

: 1 :. | .: 2 :. | .: 3 :. | .: 4 :. | .: 5 :.

 
 
© copyright 2010, http://www.energyvostok.narod.ru All right reserved.

 

 

 

Hosted by uCoz